Педагог детского сада № 4 «Сказка» города Кировграда Светлана Фалалеева приняла участие в региональном этапе XII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». На суд жюри она вынесла образовательный проект «Неокухня в детском саду». Сегодня Светлана Владимировна рассказывает о своей педагогической находке, которая, кстати говоря, существует в дошкольном учреждении уже не первый год.

воспитатель

Светлана Владимировна ФАЛАЛЕЕВА

  • Окончила Ирбитское педагогическое училище.
  • Общий стаж работы воспитателем – 22 года. Высшая квалификационная категория.
  • В детском саду № 4 работает с 2003 года.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Воспитатель – первый педагог, который встречает ребёнка на пути к знаниям и во многом формирует его личность. Очень важно, чтобы этот наставник был чутким, ответственным и компетентным. Именно такие люди трудятся в дошкольных учреждениях нашего региона, щедро отдавая малышам тепло и заботу. На Среднем Урале делается многое для повышения уровня подготовки педагогических кадров, укрепления престижа профессии. Нам удалось ликвидировать дефицит мест в детских садах, увеличить заработную плату в системе дошкольного воспитания. Программа «Пятилетка развития» предусматривает целый комплекс мер в этом направлении, ведь рост качества жизни уральцев – её главная цель».
Юрий Биктуганов, министр образования и молодёжной политики Свердловской области: «В наших дошкольных организациях работают около 20 тысяч педагогов – блестящие специалисты, вырастившие не одно поколение. Могу с уверенностью говорить о том, что год от года растёт их профессиональное мастерство. В сравнении с прошлыми периодами значительно уменьшилась доля неаттестованных педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Все они, безусловно, воспитатели по призванию».

– Светлана Владимировна, расскажите о своём участии в конкурсе.

– В этом конкурсе я принимала участие впервые. Сначала был муниципальный этап, на котором мне удалось занять второе место. Далее – заочный этап регионального уровня. Здесь участниками стали 66 воспитателей со всей области. Все мы представляли визитные карточки, аналитические записки к своим проектам. Победителями заочного тура стали семь человек, в том числе и я. Самым волнительным стал, конечно же, очный этап регионального конкурса.

– И в каждом из этапов – и в муниципальном, и региональном – вы представляли свой проект «Неокухня». Расскажите нам о нём.

– «Неокухня в детском саду» – это экспериментальная деятельность детей с продуктами и веществами, которые есть на обычной кухне. Это своего рода лаборатория и кулинария – два центра, объединённые вместе одной идеей – создание условий для формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества и познания через экспериментально-исследовательскую деятельность.

– Чем конкретно занимаются дети? Как они экспериментируют с продуктами?

– Ребята работают по специальным технологическим картам. Условно это картинки: на них изображены продукты, что с ними можно сделать, чтобы получить конкретный результат. Либо это может быть своего рода схема-рецепт приготовления какого-то несложного блюда. Ребята по этим рисункам понимают, что нужно делать. Например, на муниципальном этапе дети обесцвечивали компот и чай лимоном.

– И дети в таком возрасте уже умеют что-то готовить?

– Да. Ну, конечно же, под моим присмотром. Они сами нарезают продукты, умеют пользоваться электроприборами: тостерами, миксерами, блендерами и так далее. Знают, что приборы могут быть опасны, поэтому использовать их можно строго по разрешению. Ребята уже готовят блинчики, салаты овощные и фруктовые, лимонады, бутерброды, молочные коктейли. Это наши юные поварята! А какое удовольствие они получают от этих занятий! Приготовленные блюда дегустируют не только сами ребята, но и их родители и другие гости, которые приходят к нам в детский сад в день кулинарии.

– Я думаю, и все родители в восторге от такой деятельности.

– Конечно! Родители приносят продукты для наших экспериментов, какие-то кухонные принадлежности или приборы. Например, накануне Масленицы передали нам блинницу. Иногда наши мамы сами подкидывают нам какие-то новые идеи рецептов.

Родители благодарны нам. Ведь теперь они без проблем на какое-то время могут оставить ребёнка дома одного, зная, что он сам сможет приготовить себе перекус или просто разогреть тот же чай в микроволновке.

– Расскажите, как прошёл очный этап регионального конкурса?

– Мы защищали свою педагогическую находку, а также проводили занятие с детьми из детского сада Екатеринбурга. Здесь сложность заключалась в том, что я до этого детей не знала, и детки видели меня впервые. За отведённые мне 15 минут нужно было познакомиться с ребятками, обратить на себя внимание, увлечь и провести занятие, сделать выводы. Детям я предложила приготовить лимонад. Ещё в течение пяти минут отвечала на вопросы жюри.

– Сколько лет уже существует ваш проект?

– Первые дети, с которыми мы начинали заниматься по данной программе, в этом году окончили девятый класс. Получается, почти десять лет существует проект в нашем учреждении. Хочу сказать, что такой задумки нет ни в одном детском саду округа.

Беседовала СВЕТЛАНА НЕМЦЕВА