Наличие диплома о профессиональном образовании и работа по специальности никогда не были помехой для получения новых знаний. Это важно и нужно делать на любом этапе своей карьеры. Такой позиции придерживается и учитель русского языка и литературы Виталий Мароченков.

Молодой прогрессивный педагог только этой осенью стал участником двух крупных образовательных проектов. Так, в октябре прошёл II Всероссийский форум классных руководителей. Чтобы попасть на площадку мероприятия, Виталию Викторовичу необходимо было преодолеть конкурсный отбор – из 67 тысяч желающих в Москву были приглашены 1300 человек из 69 регионов страны. Также Виталий Мароченков стал участником Молодёжного педагогического форума «Линейка», проходившего в Санкт-Петербурге с 10 по 14 ноября.

Всё это «движение» в профессиональной среде помогает молодому учителю быть на одной волне с учениками и родителями.

мароченков 2

ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ МАРОЧЕНКОВ, учитель русского языка и литературы

Образование: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы», магистратура по направлению «Педагогическая психология».

Место работы: средняя общеобразовательная школа посёлка Цементный и кафедра иностранных языков и русской филологии НТГСПИ.

Место жительства: город Кировград.

Семейное положение: не женат.

Увлечение (ставшее частью жизни): верховая езда, есть небольшое хозяйство с лошадьми, козами, овечками, утками, курицами и енотами.

Девиз: «Везёт тому, кто везёт» (шутливый), «Хочешь быть счастливым – будь им».

мароченков 1

– Виталий Викторович, чем Форум классных руководителей стал полезен для вас? Что больше всего впечатлило?

– В Форуме классных руководителей я принимал участие первый раз. Информацию о предстоящем событии увидел в социальной сети, решил поучаствовать, заполнил анкету, прошёл входное тестирование. Затем последовал второй этап, связанный с решением задач, с которыми встречается учитель в своей педагогической деятельности. Это был тренажёр: девочка и мальчик делились проблемами, и необходимо было найти выход из ситуации, дать совет. Тренажёр оказался очень полезным, потому что в результате были выявлены сильные и слабые стороны, даны рекомендации учителю. Удалось проработать вопросы, с которыми классный руководитель сталкивается как минимум раз в неделю, в том числе речь идёт о решении конфликтных ситуаций.

Стало приятной неожиданностью, что я попал в число педагогов, приглашённых для участия в очном формате. Понравилась организация мероприятия. Все транспортные расходы и расходы по проживанию и питанию взяла на себя принимающая сторона – Министерство образования Российской Федерации. Было приятно слышать поздравления со сцены от первых лиц нашей страны. Видно, что государство заинтересовано в такой важной профессии, как учитель.

Впечатлил сам масштаб мероприятия, количество площадок, на которых можно было узнать что-то новое, поделиться чем-то наболевшем, задать вопрос и услышать ответ из первых уст от экспертов. Участие в этом форуме считаю для себя приоритетным, тем более что 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника. 

– Форум «Линейка». Чем отличается от Форума классных руководителей?

– Форум объединяет молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Организатором выступает обособленное подразделение «Мастерская управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей». 

Я получил какой-то новый глоток воздуха, потому что работал в команде с молодыми педагогами, идейными, у которых тоже как и у меня много идей по созданию каких-то креативных продуктов. Было много мастер-классов, интеллектуальных игр, различных спич-сессий и, что меня порадовало, театральная педагогика.

Форум в этом году был посвящён теме «Школа как экосистема». В современном мире у школьников есть большой выбор по реализации своего потенциала. Задача учителя, классного руководителя, советника директора по воспитанию (новая должность, которая вводится практически во всех регионах) – помочь этот выбор правильно сделать. Об этом мы говорили с 10 по 14 ноября.

мароченков 3

Очень важно, чтобы в профессию приходили молодые специалисты, которые разделяют интересы школьников, чувствуют их запросы и становятся им наставниками, – подчёркивают в министерстве образования и молодёжной политики Свердловской области.

– Поделитесь опытом. Как классному руководителю завоевать расположение детей? И какова его роль в воспитании ребёнка?

– Классный руководитель, на мой взгляд, в современном мире – это не столько наставник, который транслирует знания и умения, сколько человек, который для детей становится своим, может заинтересовать, повести за собой. При этом повести без какого-либо принуждения, то есть сформировать именно внутреннюю мотивацию ребёнка, чтобы он сам захотел принимать участие в той экосистеме, которая складывается в каждой школе. Кто-то хочет принимать участие в волонтёрской деятельности, кто-то в спортивном клубе школы или в медиацентре. Так вот, классный руководитель – это тот, кто каждодневно делает маленькие шаги для того, чтобы ребёнок мог самореализоваться, это человек, который может дать совет, выслушать, направить и подсказать.

Недаром появилось такое внеурочное занятие, как «Разговоры о важном», – ещё один повод для того, чтобы заинтересовать детей, показать то, что является принципиально важным не только для школы, но и для всего российского общества. Семья, дружба, уважение старших, единство, патриотизм, – это должно быть заложено в ребёнке с детства.

– Руководствуетесь ли вы «правилом золотого треугольника»?

– «Правило золотого треугольника», которое было озвучено на Форуме классных руководителей, безусловно, работает. С ним трудно не согласиться. Этот принцип я применял в своей работе с самого первого дня: эффективное взаимодействие школы и с родителем, и с учеником. Только в таком позитивном ключе мы можем добиться успехов ребёнка, успехов школьных, успехов в помощи родителям, если она необходима. Все вопросы мы можем решить, когда мы едины, когда находимся вот в этом «золотом треугольнике».

мароченков 4

В рамках нацпроекта «Образование» в регионе реализуется федеральный проект «Современная школа», призванный к 2024 году, в том числе, поднять престиж профессии учителя и мастерство педагогов, улучшить их условия труда. Благодаря проекту свою квалификацию в этом году повысили БОЛЕЕ 7 ТЫСЯЧ УЧИТЕЛЕЙ Свердловской области.

– Почему педагогу XXI века нужно шагать в ногу со временем? И помогают ли в этом вопросе подобные форумы?

– Ну, вообще, в XXI веке трудно говорить о том, что человек может шагать не в ногу со временем. В каждой деятельности, которая нас окружает, мы просто вынуждены развиваться. Педагог также не стоит на месте и совершенствуется.

Дистант и коронавирус показали нам те возможности, которые есть у образования – это дистанционное обучение. За два года оно окрепло, выявило свои минусы и плюсы. И учителя увидели те пробелы, которые, казалось бы, не должны были возникать, когда мы говорим, что дети у нас современные и пользуются гаджетами. А оказалось им трудно, например, выйти на онлайн-урок.

Проблемы, которые мы выявили, решаем и сейчас – даже в процессе обучения в школе, потому что мы всё равно привязаны к чатам, видеоурокам, электронным тестовым заданиям. Мы шагаем в ногу со временем так же, как и дети. И, конечно, форумы являются тем эффективным инструментом, который позволяет увидеть вот эти самые эффективные практики взаимодействия во всём образовательном процессе.

В Свердловской области в рамках стратегии социально-экономического развития на 2016–2030 годы реализуется проект «Педагогические кадры XXI века». Его цель – формирование системы подготовки и повышение качества образования учителей. 

мароченков 5

Беседовала ИРИНА ЧЕРЕПОВА

Фото: соцсети Виталия Мароченкова