Много раз мы знакомили читателей с педагогами Кировградского муниципального округа, внёсших большой вклад в развитие и образование детей. Разумеется, этот год не станет исключением, и уж тем более в преддверии профессионального праздника – Дня учителя. Сегодня речь пойдёт о Валентине Чусовитиной – учителе, которая работает в школе № 15 посёлка Карпушиха более 40 лет!

Валентина Дмитриевна ЧУСОВИТИНА
Возраст: 63 года.
Место рождения: посёлок Карпушиха.
Образование: в 1979 году окончила математический факультет Свердловского ордена «Знак Почёта» государственного педагогического института.
Стаж работы: 42 года.

С выпускницами школы № 15, 2009 год
Денис Паслер, губернатор Свердловской области: «Сегодня в системе образования региона трудится более 78 тысяч человек, из них 38 тысяч – в школах, лицеях и гимназиях. Каждый учитель – это пример для подражания, человек, заслуживающий огромного уважения и признания. Он ведёт ребёнка в мир знаний, это терпеливый, ответственный и мудрый наставник, не жалеющий для своих воспитанников времени, знаний, душевных сил. И это должен понимать каждый ребёнок и родитель. К сожалению, нередко учителя сталкиваются с попытками вторжения в их личную жизнь, с излишней эмоциональностью и категоричностью со стороны родителей своих учеников и воспитанников. Мы работаем над повышением авторитета педагогов, защитой их чести и достоинства. Что касается поддержки педагогов, то с 1 сентября «указным» категориям работников сферы образования повышена заработная плата. С учётом этого повышения по итогам всего года зарплата вырастет в целом на 16,8 процентов».
– Валентина Дмитриевна, в первую очередь расскажите нам, почему решили связать свою жизнь с педагогикой?
– На самом деле, ответить на данный вопрос не так и легко. Каждый человек, будучи ребёнком, мечтает освоить множество профессий. Но в ответственный момент поступления в учебное заведение определяет для себя только одну – ту, которая для него станет профессией, позволяющей самореализоваться и проявить качества, которые, возможно, не были видны ранее. Для меня такой профессией стала профессия учителя.
Ещё маленькой девочкой мы с сестрой часто играли «в школу». Доской для обучения кукол и всех желающих соседских ребят были ворота нашего дома. Конечно, после игры нам приходилось тщательно и долго их отмывать, но зато пространства для письма было очень много. Мне нравилось объяснять, показывать и видеть, как радуются ребята, когда какие-то сложные вопросы для них решались.
Выбор предмета произошёл не сразу. Сначала я хотела стать учителем начальных классов, как мой первый учитель – Федулова Александра Павловна. Она была очень доброй, но требовательной. Со временем я поняла, что мне больше нравится работать с числами и знаками. Раньше у нас в школе была практика совместной работы школьников: учащемуся, пропустившему занятия по болезни, материал объяснял не учитель-предметник, а его одноклассники. Так у нас с подругой было разделение предметов: она объясняла гуманитарные предметы, а я – технические. Наверно, эти факты и стали определяющими в выборе царицы наук – математики.
– Как начиналась ваша карьера? Знаю, что во времена Советского Союза было так называемое распределение.
– Верно. Свой трудовой путь я начала 15 августа 1983 года согласно распределения. Работать начала в небольшой восьмилетней Пушкаревской школе Слободо-Туринского района. Здесь мне пришлось вести математику, физику и даже географию, физкультуру и изобразительное искусство. С большой теплотой всегда вспоминаю коллектив и годы работы в этой школе. Позже переехала жить в Карпушиху.
– Есть ли у вас сейчас классной руководство?
– На протяжении многих лет я была классным руководителем. Но с увеличением нагрузки совмещать преподавание одного из сложнейших предметов и работу классного руководителя стало очень сложно. Я горжусь тем, что более десяти моих выпускников тоже решили связать свою жизнь с педагогикой, четыре из которых сейчас работают в нашей школе № 15.
– С какими сложностями в работе вам приходится сталкиваться?
– Сама по себе профессия учителя – сложная. Задача педагога не только в передаче информации по определенной теме, но и в том, чтобы каждый ребёнок понял, принял и сумел применить эту информацию или умение в жизни или в своей будущей профессии.
– Какие они – современные дети? Как современному педагогу найти общий язык с учениками и увлечь предметом?
– Современные дети и дети прошлых лет – одни и те же, просто живущие в разных реалиях. В зависимости от происходящих событий в жизни ребёнка, семьи, посёлка или страны предмет ведь мало изменяется, меняются лишь подходы и методики к его изучению. Вне зависимости от времени каждый ребёнок уникален, и учитель должен находить подход к каждому, учитывая его индивидуальные особенности и потребности, характер и уровень мотивации. Это требует высокой гибкости, профессионализма и эмоциональной устойчивости.
Увлечь только математикой сегодняшних учеников не так просто, поэтому на своих занятиях я часто демонстрирую межпредметную связь с другими предметами и использую практико-ориентированные задания. Также я использую метод проектов. Ребята с проектами по математике неоднократно становились победителями и призёрами различных российских конкурсов. В свою очередь я три раза была награждена дипломом фонда «Достойным – лучшее» за подготовку детей.
– Валентина Дмитриевна, такой вопрос: за что вы любите свою работу?
– Учителя имеют уникальную возможность формировать будущее общества, помогая детям развиваться и учиться. Это даёт чувство значимости и важности своей работы.
– И напоследок: ваши пожелания коллегам в преддверии профессионального праздника.
– Ну, тут придётся перечислить (улыбается). Дорогие коллеги-педагоги, от всей души желаю:
– чтобы ваши уроки были такими же незабываемыми, как встреча с чудом в детстве;
– чтобы каждый ученик открывался перед вами, как волшебный сундук с сокровищами;
– чтобы родительские собрания проходили легче, чем приготовление самого простого блюда;
– чтобы планы и отчёты писались сами собой (ну, или хотя бы не множились в геометрической прогрессии);
– чтобы в ваших классах всегда звучал смех – тот самый, от которого растут крылья за спиной;
– чтобы энергия не заканчивалась никогда и была как океан — глубокий, мощный и никогда не иссякающий!
Пусть профессия остаётся тем волшебным местом, где каждый день – новое приключение, каждая встреча – открытие, а каждый успех ученика – личная победа. Пусть дети радуют не только пятёрками, но и своими добрыми делами, пусть родители становятся вашими союзниками, а администрация – надёжной опорой. Пусть наша педагогическая звезда всегда светит ярко, а её лучи согревают сердца всех, кого мы встречаем на своём пути!
Беседовала СВЕТЛАНА НЕМЦЕВА





