2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Его миссия – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

Много раз мы знакомились с педагогами Кировградского городского округа, внёсших большой вклад в развитие и образование детей. Разумеется, этот год не станет исключением. Сегодня речь пойдёт о Валентине Медведевой – учителе, которая работает в школе № 9 посёлка Нейво-Рудянка уже 45-й год! О своём профессиональном пути она рассказала в интервью газете «Кировградские вести».

валентина иовна

ВАЛЕНТИНА ИОВНА МЕДВЕДЕВА, учитель химии школы № 9

Возраст: 68 лет.

Место рождения: город Нижний Тагил.

Образование: окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт, специальность – учитель химии и биологии. По распределению приехала жить и работать в посёлок Нейво-Рудянка.

валентина иовна чб

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Как правило, у нас благодарят врачей, но вклад педагогов – тоже значительный. Им пришлось «с колёс» осваивать дистанционные технологии в период пандемии, подстраиваться под новую реальность. Учителей часто критиковали, ставили под сомнение их работу, но справились они «на отлично». Главное доказательство – итоговая аттестация 2022 года, которая показала, что получаемые знания остались на прежнем высоком уровне. Хочу сказать спасибо за это каждому! Работа учителя, педагога крайне непростая. Они подвергаются нападкам и часто – незаслуженно. Мы стараемся максимально поддержать учителей, вводим новые меры поддержки».

– Валентина Иовна, первый вопрос, который мы всегда задаём всем вашим коллегам «по цеху»: почему решили стать учителем?

– Немножко окунёмся в моё детство. Дело в том, что в Нижнем Тагиле я посещала школу № 58, где работали очень увлечённые своим делом учителя. Отдельно хотелось бы выделить географа Ларису Андрееву и физика Галину Уварову, которые были не просто блестящими педагогами, но и умели с пользой проводить с нами внеурочное время. Эти женщины организовали туристический клуб «Меридиан». Я и другие ребята, начиная с седьмого класса, каждые каникулы (не только летом) ходили в пешие походы в горы и на озёра по всему Уралу, ездили в различные поездки по другим городам. Это было самое лучшее и интересное время в школьные годы. Мы были просто влюблены в наших учителей. И поэтому я всегда говорила всем, что после окончания школы буду поступать в педагогический институт.

– Следующим этапом вашей жизни стал вуз.

– Не сразу. Тут всё пошло немного не по плану. Факультет географии, на который я хотела поступать, был только в пединституте Свердловска. Мои родители изначально отговаривали меня, предлагая учиться в Нижнем Тагиле. Однако я настояла на своём, поехала в Свердловский пединститут. Но получилось так, что по итогам экзаменов мне не хватило для поступления всего лишь половины балла! Расстроившись, я, конечно же, вернулась обратно в Нижний Тагил.

Поговорив со мной, отец предложил пойти работать на металлургический комбинат, чтобы не тратить время попусту. Я согласилась. Там прошла обучение, работала сначала токарем в механическом цехе, потом перешла на спецзаказы. Так в моей жизни появилось производство, где я проработала чуть меньше года. В июне уволилась. Руководство медкомбината предлагало мне поступить заочно в нижнетагильский филиал УПИ, получить техническое образование и в последующем устроиться в проектно-конструкторский отдел. Но я отказалась, аргументировав это тем, что заводы и комбинаты со своим постоянным шумом не для меня. Моё призвание – это педагогика!

– И вы поступили в Нижнетагильский пединститут. Я правильно понимаю, что изначально хотели стать учителем географии?

– Да. Но так как такого факультета в вузе Нижнего Тагила не было, я поступила на химико-биологический. Как сейчас помню слова родителей: «Валя, неважно, какой факультет ты окончишь. Учитель всегда останется учителем».

– Как начался ваш профессиональный путь? Кто был вашим наставником?

– В 1978 году я приступила к своим обязанностям. Тогда в школе работали настоящие профессионалы своего дела, стажисты. Молодых специалистов было буквально два-три человека. Меня окружили заботой и во всём помогали. Несмотря на мой возраст – я была молодой девчонкой – общались со мной все на равных, всегда был доброжелательный настрой. В 1983 году я вступила в должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, моим наставником была Елена Макурина – она вводила в курс дела, всё рассказывала и объясняла. Так долгие годы я работала завучем и только последние шесть лет стала только преподавать химию. Постепенно и я стала наставником. Считаю, это правильно. Наставничество должно быть везде, не только в педагогической деятельности.

– Валентина Иовна, у вас такой большой стаж работы, огромное количество учеников получили ваши знания. Вот такой вопрос: на сегодняшний день, какие предметы вы бы добавили в школьную программу?

– Я бы обратила внимание на согласование межпредметных связей, а также на материально-техническую базу в плане раздаточного материала. Например, сейчас я использую материал по коллекции минералов 1960-х годов! А так из самих дисциплин я бы ничего не стала добавлять, потому что сейчас в школьной программе есть всё: и для мировоззрения, и для развития технических способностей.

– Какой момент вашей работы с детьми самый запоминающийся?

– Примерно в начале своей карьеры, когда школа работала в три смены, а я в две, в моём доме перегорела плита. Однажды я не успела поесть в школьной столовой и пришла на урок к десятому классу голодная и уставшая. Ребята сразу же заметили моё поникшее настроение, выяснили про сломанную плитку и уже в этот же вечер пришли всем классом ко мне домой. Принесли картошку, капусту и молоко, сами отремонтировали технику и приготовили мне ужин! Никогда не забуду их заботу.

– А что вы можете сказать о современных школьниках? Какой он – идеальный ученик с вашей точки зрения?

– В первую очередь скажу, что меня настораживает. Это телефоны! Думаю, со мной согласятся все учителя. Это просто катастрофа современности! Дети не могут без них жить, полностью погрузились в эту виртуальность и перестали замечать мир вокруг себя. Одновременно с этим хочется отметить и отличительную особенность современных учеников: они амбициозны, целеустремлённы и настойчивы. Эти качества очень важны в современном мире. А в моём понимании идеальный ученик – трудолюбивый и порядочный человек, который в любую минуту готов прийти на помощь своему товарищу.

– Если бы вам выдалась уникальная возможность вернуться назад в прошлое, вы бы всё равно стали учителем?

– Оглядываясь назад, я с полной уверенностью могу сказать, что никогда бы не отказалась от этой профессии. Никогда не жалела, что стала учителем. Меня поддерживают родные, меня помнят мои ученики. Это ли не главное? Считаю, что я счастливый человек.

■ В РЕГИОНЕ

В Свердловской области постоянно появляются новые меры поддержки учителей. Например, в 2022 году региональным законом, проект которого внёс в Заксобрание губернатор, было введено звание «Заслуженный учитель Свердловской области». Отныне обладатель этого звания будет получать единовременную выплату в размере 30 тысяч рублей, а также ежемесячное пособие. Кроме того, главой региона было подписано постановление о награждении педагогов, которые подготовили школьников – победителей Олимпиад. Так, в 2022 году учителям победителей олимпиад выплатили по 100 тысяч рублей, всех призёров – по 70 тысяч рублей. Наставникам победителей регионального этапа – по 40 тысяч рублей. В прошлом году на премии регион выделил более 6 миллионов рублей.

Также благодаря мерам поддержки доля молодых учителей в системе образования выросла до 26 процентов от числа работающих педагогов.

Беседовала СВЕТЛАНА НЕМЦЕВА